среда, 31 июля 2013 г.

О местах боев деда.

3 Уд. Арм. 24 0 СП  -3я ударная армия 24 0тдельный саперный или стрелковый полк???

Наш дед был ранен 19-го марта 1942 года

3-я УДАРНАЯ АРМИЯ сформирова­на 25 декабря 1941 г. путем преобразо­вания 60-й армии 1-го формирования в составе Московской зоны обороны.
На 1 января 1942 г. в нее входили 23, 33-я и 257-я стрелковые дивизии, 6 стрелко­вых бригад, несколько артиллерийских и других частей.
В составе Северо-Западного (с 27 де­кабря), Калининского (с 21 января 1942 г.), Прибалтийского (с 13 октября 1943 г.), 2-го Прибалтийского (с 13 ок­тября 1943 г.)
 фронтов участвовала в Торопецко-Холмской (январь — февраль 1942 г.),
 Великолукской (ноябрь 1942 г. — январь 1943 г.), Невельско-Городокской (октябрь — ноябрь 1943 г.) опе­рациях


http://demjanskij-kotel.blogspot.ru/2011/03/3-3.html

3-я УДАРНАЯ АРМИЯ

 В экспозиции комнаты боевой славы представлена карта боевого пути 3-й ударной армии в 1941 – 1945 г.г.
 
   Владимир (1941 г.)
    История армии началась в ноябре 1941 г., когда на базе соединений Приволжского военного округа начала формироваться 60-я резервная армия. Происходило это во Владимирской области.
 
   Москва (1941г.)
    В декабре 1941 года войска 60-й резервной армии возводили оборонительные рубежи в Подмосковье.
 
   Осташков (1941г.)
    В конце 1941 года 60-я резервная армия была преобразована в 3-ю ударной армию и переброшена на Северо-Западный фронт в район Осташкова.
 
   Великие Луки (1942 г.)
    В 1942 года соединения и части 3-й ударной армии участвовали в разгроме великолукской группировки противника.
 

Третья ударная армия, сформирована в резерве Ставки ВГК в конце декабря 1941 года (в результате преобразования 50-й А). В армию входили 23-я 33-я, 257-я СД, 20-я, 27-я, 31-я, 42-я, 45-я и 54-я сбр, ряд артиллерийских и других частей. В составе Сев.-Западного, с 22 января 1942 года Калининского, с 10 октября 1943 года Прибалтийского (с 20 октября 1943 года 2-й Прибалтийский), с декабря 1944 года 1-го Белорусского фронтов участвовала в Торопецко-Холмской, Великолукской, Невельской операциях, наступлении на Идрицком направлении (зима и весна 1944 года), в Режицко-Двинской, Мадонской и Рижской наступательных операциях, в блокаде группировки противника на Курляндском полуострове, в Варшавско-Познанской, Вост.-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Воины 79-го СК 3-й Ударной А водрузили Знамя Победы над рейхстагом.


http://militera.lib.ru/h/isaev_av4/06.html

Недовольство командования действиями 2-й ударной армии традиционно выразилось в кадровых перестановках. Начальник штаба армии генерал-майор Визжилин 5 марта директивой Ставки ВГК №170134 «за плохую работу» был отстранен, а его место занял полковник Рождественский (бывший начальник штаба 52-й [203] армии). Одновременно принимается решение направить на Волховский фронт энергичного и хорошо себя зарекомендовавшего в битве за Москву командарма. 8 марта 1942 г. генерал-лейтенанта А.А.Власова освобождают от должности командующего 20-й армии Западного фронта и направляют на северо-западное направление заместителем командующего войсками Волховского фронта. Так А.А.Власов попал на Волховский фронт, чтобы через несколько недель написать одну из самых черных страниц войны.
Вскоре последовала репетиция будущей катастрофы. За несколько дней до того, как А.А.Власов получил новое назначение, 2 марта 1942 г. Гитлер в беседе с командующим группой армий «Север» фон Кюхлером потребовал провести в период с 7 по 12 марта операцию по окружению любаньской группировки советских войск. Операция получила кодовое наименование «Дикий зверь» (Raubtier). Целью «Дикого зверя» были две зимние дороги, проходившие через пробитый войсками 2-й ударной армии 12-километровый коридор к югу от Спасской Полисти. Немцы называли эти дороги «росчисть Эрика» и «росчисть Дора». Гниющая органика болот препятствовала промерзанию почвы, и под снегом была болотная жижа. Многочисленные колонны снабжения, пехоты и кавалерии протаптывали снег до грунта. Чтобы в жидкой грязи не вязли люди и лошади, на болото укладывались жерди. Эти своеобразные дороги стали целью немецкого наступления. Войска группы армий «Север» были готовы к проведению наступления на «Эрику» и «Дору» уже 9 марта, но Кюхлер вынужден был отложить операцию, так как авиация была задействована на отражение советского наступления в районе Холма.
Немецкое наступление началось 15 марта в 7.30 утра. В нем участвовало в общей сложности пять дивизий, собранных в две ударные группы к северу и югу от [204] 12-километрового коридора, связывавшего 2-ю ударную армию с основными силами Волховского фронта. Северную ударную группу составили 61-я и 121-я пехотные дивизии и дивизия СС «Полицай». Южную ударную группу образовали части 58-й и 126-й пехотных дивизий. В первый день наступления северная группа продвинулась на 3 километра, а южная — на 1 км. Задача групп была непростой, поскольку им противостояла плотно построенная группировка советских войск, занимающихся расширением пробитой в январе бреши. В течение нескольких дней боев, преодолевая ожесточенное сопротивление советских войск, две группы встретились и замкнули окружение 20 марта 1942 г.
Для пробивания коридора к 2-й ударной армии были привлечены 372-я стрелковая дивизия, 24-я и 58-я отдельные стрелковые бригады, 4-я гвардейская стрелковая и 111-я стрелковая дивизии и 7-я танковая бригада. Эти войска составляли две группы: одна со стороны 2-й ударной армии (24-я и 58-я стрелковые бригады группы Жильцова) и оперативная группа из состава 59-й армии под руководством генерала И.Т.Коровникова (4-я гвардейская стрелковая, 111 -я и 372-я стрелковые дивизии). Начало наступления было назначено на 10.00 27 марта. Уже 30 марта командующий Волховским фронтом доложил Верховному Главнокомандующему, что «коммуникации 2-й ударной армии освобождены от противника». Однако освобожденными коммуникации можно было считать достаточно условно: ширина коридора в пределах 1,5—2 км. Такой коридор простреливался противником, и по нему можно было уверенно передвигаться только ночью.
Восстановление сообщения 2-й ударной армии с тылами стоило должности командиру XXXVIII армейского корпуса, снятого приказом командующего группой армий «Север» фон Кюхлера. Гитлер также [205] требовал снять командира 58-й пехотной дивизии, но фон Кюхлер отстоял своего подчиненного.
Несмотря на зримую угрозу для коммуникаций 2-й ударной армии, командование фронта не оставляло надежды переломить ситуацию в свою пользу. Уже 30 марта К.А.Мерецков приказывает Н.К.Клыкову продолжать наступление
«Ближайшая задача армии овладеть Октябрьской ж.д. и Ленинградским шоссе на участке юго-восточнее Любань. В дальнейшем, обеспечивая себя с чудовского направления, наступать и овладеть Любанью во взаимодействии с войсками Ленинградского фронта» (ЦАМО, Ф.204, оп.97, д.8, л.336).
То есть К.А.Мерецков решил отказаться от штурма Любани в лоб, а перерезать железную дорогу и наступать вдоль нее. Командующий приказывал собрать в ударную группу не менее четырех стрелковых дивизий и артиллерийскую группу до 200 орудий, 250 минометов (82-мм и выше) и два полка PC. Начало наступления на Любань было намечено на 2 апреля. Мерецкова можно было понять: между частями 2-й ударной армии Волховского фронта и 54-й армией Ленинградского фронта оставалось всего 20 километров. Казалось, что желанное кольцо окружения вокруг I армейского корпуса в районе Чудова вот-вот замкнется и тогда противнику будет уже не до прерывания «росчистей» в тылах 2-й ударной армии. Войска 2-й ударной начали наступать 4 апреля, но были остановлены на рубеже р. Тигода.
8 апреля 1942 г. К.А.Мерецков докладывал Сталину, что основные причины неудач 2-й ударной в продвижении к Любани — это «плохая организация боя, усталость войск вследствие непрерывных боев и боязнь командования 2-й ударной армии за свои коммуникации» (ЦАМО, Ф.204, оп.97, д.8, л.380). Последний пункт трудно было доказать, но сам К.А.Мерецков указывал в первом абзаце того же донесения, что пробитого коридора «явно недостаточно для надежного обеспечения коммуникаций». Было решено прекратить атаки [206] 2-й ударной на р. Тигода и сосредоточить усилия на расширении коридора к ее войскам. Эта задача возлагалась на 59-ю армию, которой передавалась выведенная из состава 2-й ударной армии 7-я танковая бригада. 59-я армия должна была начать наступление 12 апреля. В середине апреля также была достроена узкоколейка из снятых на довоенных лесозаготовках рельс и шпал. Коридор, соединяющий 2-ю армию с основными силами Волховского фронта, был расширен до 6 км. Но так или иначе советское наступление на любаньском направлении остановилось, и ответный выпад получившего передышку противника становился неизбежностью. Но произойдет это почти полтора месяца спустя. [207]
Итоги операции

Хотя Г.К.Жуков вряд ли бы стал возражать против операции по прорыву блокады Ленинграда, это направление было, пожалуй, единственным, на котором можно признать однозначно верным его высказывание о необходимости прорыва прочной обороны. На рубеже р. Волхов была, во-первых, не потрепанная летними и осенними боями 1941 г. свежая пехотная дивизия в первой линии, а во-вторых, на этот рубеж «свернулась» ударная группировка, штурмовавшая в ноябре 1941 г. Тихвин. Свежих дивизий в первой линии, строго говоря, было даже две — с ноября 1941 г. на этом направлении действовала 250-я испанская дивизия. Удержание ею фронта у Новгорода позволяло уплотнить боевые порядки остальных соединений 18-й армии на рубеже Волхова. Поэтому, несмотря на ввод в бой двух свежесформированных армий, Волховскому фронту не удалось достичь решительного результата. Не были выполнены ни задача-максимум (глубокий прорыв к Луге), ни задача-минимум (окружение чудовской группировки противника).
Как и во всех наступательных операциях Красной Армии зимы 1942 г., у Волховского фронта отсутствовал эффективный инструмент развития успеха, который позволил бы перерезать коммуникации чудовской группировки противника до переброски резервов. Немецкому командованию удалось парировать наступление 2-й ударной и 59-й армий вполне традиционными методами — переброской резервов с пассивных участков фронта и затыканием дыр прибывающими с запада соединениями. Типовым приемом стало также упорное удержание опорных пунктов в основании прорыва, что не позволяло советским войскам его расширить.
Однако если советскому командованию на северо-западном направлении не удалось достигнуть позитивных целей (разгрома войск ГА «Север» и деблокирования Ленинграда), то это не означает, что не [208] были достигнуты негативные цели, то есть нарушение планов противника. Командование группы армий «Север» в марте 1942 г. находилось от решения задачи соединения с финскими войсками и захвата Ленинграда неизмеримо дальше, чем в ноябре 1941 г., в начале наступления на Тихвин. Наиболее актуальной для руководства 18-й армии в марте 1942 г. была ликвидация вклинения 2-й ударной армии и выставление прочного заслона против Волховского фронта. Одновременно в результате Любаньской операции была перерезана железная дорога широкой колеи Новгород — Чудово. Это заставило немцев построить обходную узкоколейку длиной 72 км, получившую условное наименование «Звезда» (Stern). Поэтому, несмотря на то что ни одной из сторон в зимней кампании 1942 г. не был достигнут решительный результат, общая обстановка под Ленинградом изменилась в пользу советских войск — непосредственная угроза городу была надолго ликвидирована.





http://pobeda-mo.ru/toropeck/


Торопецко-Холмская наступательная операция

9 - 29 января 1942 года


увеличить
9 января на левом крыле Северо-Западного фронта 3-я ударная армия генерала М.А.Пуркаева нанесла удар из района озера Селигер в направлении Холм - Великие Луки, а 4-я ударная армия генерала А.И.Еременко - из района Осташково на Пено-Андреаполь-Торопец-Велиж. Острие этих ударов приходилось на стык двух немецких армий: 16-й и 9-й. Часть сил 3-й ударной армии вышла к городу Холм, окружила его и вступила в бой с вражеским гарнизоном. 4-я ударная армия разгромила немцев в Пено и 10 января освободила город. 16 января после уличных боев был очищен город Андреаполь. Во фронте обороны врага образовалась брешь. Началось преследование противника. 20 января 4-я ударная армия начала штурм Торопца. Немецкий гарнизон (2500 человек) сопротивлялся весь день, но после обходного маневра советского лыжного отряда был разгромлен. К 22 января 4-я ударная вышла на рубеж Старая Торопа-Нелидово.

21 января попала в окружение в городе Холм 281-я немецкая пехотная дивизия - единственный немецкий опорный пункт между демянским котлом и Великими Луками. Она продержалась в течение нескольких месяцев. В Холме пятитысячный гарнизон был окружен войсками 3-й ударной русской армии. Только 5 мая 122-я пехотная дивизия прорвалась к городу.

В конце января 3-я и 4-я ударные армии перешли в подчинение Калининскому фронту. Продолжая вести бои на витебском и смоленском направлениях, они с севера пробились в район Будни.

В ходе Торопецко-Холмской наступательной операции советские войска прорвали оборону немецкой 16А, продвинулись до 250 км, обошли с запада ржевско-вяземскую и глубоко охватили с юга демянскую группировки противника.

Комментариев нет :

Отправить комментарий