воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Воспоминания мамы.

Я, Пажукова (Грандилевская) Альбина Ивановна, родилась 19 ноября 1937 года в селе Осипово Ковровского района Владимирской области.
Мой папа, Грандилевский Иван Аркадьевич, работал директором Осиповской семилетней школы. Мама, Грандилевская Александра Герасимовна, работала учительницей начальных классов. 

Аля Грандилевская.

В июне 1941 года я была старшей (мне было 4 года) из четырех детей, младшему брату было всего два месяца.
Жили мы в доме, в котором жили директора школы.
Когда началась война, вся жизнь стала тревожной, каждый час по радио передавали сводки Совинформбюро о положении на западной границе СССР, и о продвижении немецких войск на восток.
В конце декабря 1941 года папе прислали повестку...


Папа с мамой (в берете) в центре.

В конце декабря 1941 года папе прислали повестку, и вместе с другими мужчинами он отправился в г. Ковров в военкомат на призывной пункт. Из его писем и открыток, которые получала мама, мы узнавали, что папа будет выполнять функцию связиста. Сохранилась фотография, на которой он подстриженный наголо, держит прибор для связи.

Папа справа
По окончании учёбы на курсах папа был отправлен на фронт в район города Калинин (теперь Тверь). Здесь шли кровопролитные бои. Его дивизия была окружена в лесу. Стояли сильные февральские морозы, и когда им удалось с боями вырваться из окружения, многие, в том числе и папа, были обморожены. Раненых и обмороженных поместили в передвижной полевой госпиталь №496 в селе Тухомовичи. 

Папе был поставлен диагноз: обморожение 3 степени обоих ног и всех пальцев. В процессе лечения болезни развилось тяжелейшее осложнение, заражение крови (сепсис). Все принятые меры лечения, к сожалению не увенчались успехом, и он скончался в госпитале 01.04.42 года в 7 часов утра. Так написано в «похоронке», которую получила мама 17 июня 1942 года.


Похоронка


Это известие было тяжелейшим ударом для нас, но надо было жить, мы были не одни, нас поддерживали, мы поддерживали других. Взрослым приходилось много работать на сельско-хозяйственных полях, выращивать и убирать урожай для фронта. На фабрике «Достижение» круглые сутки ткачихи ткали марлю для фронтовых госпиталей. Тяжело было не только физически, но и морально: хлеб и продовольствие давали по карточкам, болели дети. К сожалению, тяжело заболели и умерли мои младшая сестра (1год) и брат (2 месяца).



Свидетельство о рождении Риты.
Свидетельство о рождении Левы.


Помню как привезли детей из блокадного Ленинграда. Все учителя школы пришли в детский сад и помогли воспитателям помыть и покормить измождённых и больных детей. Все жители села, у которого была корова или козы, приносили так же детям молоко.

Потом детей перевезли в село Малышево Ковровского района, где было обустроено здание для детей детского дома.

Вспоминается удивительный голос Левитана из репродуктора, когда он сообщал сводки Совинформбюро. Вспоминается вой сирени , предупреждающий о тревоге. Вспоминается рокот немецких самолётов-бомбардировщиков, которые летели над нашим селом куда-то в сторону Нижнего- Новгорода, и мама схватив в охапку младших сестрёнок и братика, спускалась в погреб. Я, как старшая, шла рядом.

В годы войны я с сестрой ходила в детский садик. Питанием в детском саду были обеспечены, так как все взрослые очень много работали, чтобы дети легче переносили все тяготы военного времени. Рядом со взрослыми всегда были дети-подростки: на заготовке дров, на уборке урожая в поле, на обмолоте снопов на риге. После уборки урожая дети ходили по полям и собирали упавшие колоски или картофель, случайно оставшийся после уборки.

Хорошо помню день Победы 9 мая. В клубе фабрики «Достижение» собралось всё население ближайших деревень. Все пели, танцевали. Радость переполняла всех, но некоторым было и грустно, так как знали, что не все, ушедшие на фронт, вернуться домой.

1-го сентября 1945 года я пошла учиться в 1-ый класс Осиповской семилетней школы. В доме, в котором мы жили во время войны, стала жить семья нового директора школы, участника ВОВ. Маму назначили работать директором детского дома ленинградских детей в селе Малышего. 



Справа - Аля Грандилевская.

Мы с сестрой стали учится в малышевской школе, а по окончании её, и переехав в город Ковров, я поступила учиться в 8 класс средней женской школы №2. Исключительно интересным, содержательными были уроки физики Приезжевой Нины Андриановны, уроки химии Бахиревой Александры Семёновны, уроки немецкого языка Касторской Софьи Георгиевны.


Выпускной Малышевской школы 1953 год 20 июня. В белых рубашках и фартуках детдомовцы. Второй ряд снизу третья справа - Грандилевская Аля (с косой).

В 1955 году я закончила 10 классов и поступила учиться во Владимирский государственный педагогический институт имени Лебедева-Полянского на филологический факультет, который закончила в 1960 году. Учительскую профессию я выбрала не случайно. Мой папа, Грандилевский Иван Аркадьевич, был учителем русского языка и литературы. Если бы он был жив, он был бы доволен моим выбором.

В заключении хочу сказать, что конечно же остались тяжёлые детские воспоминания о войне. Мы сохранили 11 писем папы, присланные с фронта, сохранили похоронку полученную мамой из полевого передвижного госпиталя №496, подписанную начальником п.п.г военврачом второго ранга по фамилии Бургман, осталась фотография папы, когда он обучался на курсах связистов. 

Память о дедушке Грандилевском Иване Аркадьевиче, участнике ВОВ, хранят так же мои сыновья Станислав и Лев и племянники Владимир и Алексей. Летом 2011 года они ездили в село Тухомовичи, побывали у здания, где в войну располагался госпиталь, молча постояли у братской могилы и возложили цветы к памятнику «Вечная слава героям, павших в боях за советскую Родину 1941-1945г». Затем в сельском клубе на собрании поблагодарили сельчан за доброту о раненых, проявленную во время войны. Подробный отчет о поездке на могилу деда в 2011г.

















Комментариев нет :

Отправить комментарий